Monday, August 13, 2012

«Я слишком стар, чтобы учить языки.»

  Read this article in English: Are you too old to learn languages?

  На днях я видела финку с сыном-полуафриканцем. Этот маленький мальчик болтал на финском куда лучше меня :D. Для меня по-прежнему странно видеть здесь детей из далёких стран, лопочущих на финском со своими белобрысыми финскими друзьями. Когда мне, русской, доводиться говорить на финском с, скажем, турком или вьетнамцем, всё кажется очень сюрреалистическим :D. В Финляндии кого только нет.

Так или иначе, поговорить я хотела об изучении иностранных языков. Некоторые люди думают, что выучить язык можно только в детстве, а если ты не сделал этого, то всё, даже не надейся овладеть иностранным потом. Ты на веки вечные обречён пользоваться только родной мовой. Но правда ли это? Неужели дети умнее взрослых? Или у них мозги лучше устроены для языков? Может, дети учатся с большим прилежанием, не отвлекаясь на игры? ;)

Причина, почему дети могут выучить иностранный, когда им есть с кем практиковаться, состоит в том, что... они не боятся делать ошибки! Всегда ли дети говорят на родном языке без ошибок? Нет. То же и с иностранным. Но дети активно пользуются языком — без собственно учёбы, без экзаменов и учителей, без страшных ошибок. Они просто общаются на нём. Вы мало чего достигнете, если всю жизнь проведёте уткнувшись в учебник и трясясь над каждым возможным промахом. Пользуйтесь вашим языком! С акцентом, с ошибками в грамматике, неправильными словами — пользуйтесь, и иностранцы поймут вас.

Я активно пользуюсь английским уже много лет. За всё это время ни один англичанин или американец не указал мне на мои ошибки, ни разу. Люди просто хотят общаться. Единственные, кто тыкает пальцем в мои ошибки в английском, как не удивительно, русские :D. Не бойтесь говорить с ошибками. Может, кто-то и улыбнётся из-за этого или даже засмеётся, это же не конец света. Общение будет веселее! Если я скажу: «Я не знать о этот книги,» вы ведь всё равно поймёте меня, не так ли?

«Я слишком стар, чтобы учить языки» — это всего лишь отговорка. Не позволяйте ей определять ваше языковое будущее.

Рекомендую также почитать:
(статьи на английском, но там есть кнопка перевода Google translate, если английского не знаете)

Why adults are better learners than kids (So NO, you’re not too old) — Почему взрослые учатся лучше, чем дети (так что нет, вы не слишком стары)
Embracing embarrassing mistakes — Принимая неловкие ошибки
Why studying will never help you speak a language — Почему учёба никогда не поможет вам говорить на иностранном

16 comments:

  1. Вот и я сейчас взялась за английский и да, действительно, есть сильный страх что-то сказать, прямо до ужаса. Хоть сама с собой говори для тренировки...

    ReplyDelete
    Replies
    1. У страха глаза велики ;) Представь, как англичане говорили бы с тобой на русском, путая падежи и неправильно произнося звуки - ты же их не укусила бы за это, вот и они тебя не укусят :)

      Я иногда, когда читаю на иностранном, вслух проговариваю немного. Когда видео какое смотрю или песню слушаю, то повторяю по-попугаичьи. Так привыкаешь к языку самому. У тебя как раз полно англоязычных групп любимых :)

      Good luck with English! I believe in you ^^

      Delete
  2. Без практики, конечно, никуда. Но не стоит все же и возраст списывать - и память хуже, и гибкость мозга, и усваиваемость, и происходит так называемое закостенение речевого аппарата.
    Нас тоже на курсах учат, что, главное, чтобы вас поняли финны. Они, бедные, понимают. А я понимаю, что порой и на русском, на родном, допускаю ошибки, но все равно так мне не хочется говорить по-фински "я вчера ходить школа")))))))) но это все мой перфикционизм. Говорю сама и слышу: "вот дура, какие глупые ошибки делаю"... )

    ReplyDelete
    Replies
    1. Конечно, если человеку 70 и он последний раз чему-либо учился лет в 25, то ему будет трудно выучить что угодно, не только язык, мозг отвыкает от работы быстро, если им не пользоваться. А если он вёл интеллектуально активную жизнь всё это время, то скорее всего справится, при правильной мотивации. Вот Бенни, на чей блог я сослалась, он выучил первый иностранный (испанский), когда ему было 21 вроде. И продолжает учить новые языки, последний у него китайский :)

      А что это за закостенение речевого аппарата? В смысле акцент у человека будет сильнее? Это ж не беда.

      Мне просто доводилось слышать от 30-летних, что они типа не смогут выучить из-за возраста. То же мне старики :)))

      А можно вопрос? Зачем тебе перфекционизм? :) Ты так за него держишься прям. От него ещё никто счастливым не становился, зато сколько негативных эмоций...

      Delete
    2. Катя, вот я перфекционистка,а ты идеалистка)))))) далеко не у всех людей есть такая самоорганизация, самомотивация, как у тебя. И я как преподаватель английского могу сказать, что даже при самом развитом, постоянно читающем, любопытном мозге, с возрастом учить языки сложнее. Я не имеюю ввиду 70 лет, а после 20-25. Не забывай и про талант кязыкам, чувство к ним. Не самые важные вещи, нои сбрасывать их со счетов тоже не стоит. Хотя я, как и ты, верю, что терпение и труд все перетрут.
      Закостенение реч. аппарата, да, когда звуки труднеес возрастом произносить. И я не говорю про идеальное произношение, акцент неистребим, но мне режет ухо русское " фррром май харррт". Потому что фонетика все же неотъемлемая часть языка, и наивно говорить, что тебя и так поймут. Поймут, но что про себя подумают- то ли я раковина, то ли я думаю (i think-i sink)
      А перфекцинизм меня в принципе неособо напрягает, всегда есть к чему стремиться и своя мотивация становиться лучше.

      Delete
    3. Разве я сбрасываю со счетов другие факторы? В данном случае я говорю о разнице в возрасте при прочих равных. Если человек в 15 и человек в 40 оба одинаково хотят выучить язык и обладают одинаковыми ресурсами, то они оба могут справится. Может быть, 40-летнему понадобится больше времени, а 15-летнему усидчивости, но выучить язык возможность у них будет.

      Самоорганизацию можно себе сделать. Я раньше целыми днями смотрела сериалы и слушала музыку, сейчас у меня есть определённый план на неделю, на который я смотрю регулярно. Без него я поплыву, перестану толком заниматься и т.п. Удобный для себя план я выработала путём проб и ошибок. Я человек в основе неорганизованный, на столе бардак, у меня нет фокуса, одним делом долго заниматься не могу, в голове миллион мыслей, я отвлекаюсь на всё, что только можно (может, у меня ADD?), но я решила для себя, что для моих целей нужно немного self-management. Я, что называется, создала себя сама, потому что верила в человеческую гибкость.

      Delete
    4. Не может быть, а точно понадобится 40-летнему в разы больше времени. Но в любом случае мы с тобой сходимся на одном - что есть терпение и мотивация, все остальное отговорки.
      У меня вот пока не получается по плану идти. Я честно прожила так 2 месяца, не втянулась, и взвыла. Теперь просто себя наказываю или поощраю))) как то- позанималась финским час, полчаса потупила в интернете))))

      Delete
    5. Ой, я редко чем подолгу занимаюсь. У меня чаще так с языками - почитала минут 20, занялась чем-то другим, потом минут 10 посмотрела что-нибудь на Yle для финского или аниме для японского ^^, потом опять что-нибудь другое, потом пара минут в Anki со словами и ещё почитать, и т.д., и т.п. :))) За день так накапливается много времени в сумме. А когда я начала финский сто лет назад, то могла прям часами за ним сидеть, всё в новинку было. Да и дел отвлекательных меньше было. А теперь два языка, четыре блога и всякое-разное :)

      Delete
  3. Прочитала все статьи, в общем, так оно и есть :) Важно не то, сколько тебе лет (можно ведь и в старости выучить многое), а то, сколько лет изучаешь язык. Если практиковаться, разговаривая с носителем языка, и ребёнок, и взрослый может выучить его примерно одинаково.

    Про ошибки - очень хорошо видно, когда человек боится делать их и поэтому не может хорошо выучить язык. Есть у меня одна подружка, которая, как утверждает, русского не знает вообще, хотя я её пыталась научить. Но один раз я слышала, как она разговаривала с одним парнем на русском, причём довольно хорошо. И это только потому, что немножко выпила тогда, перестала замечать ошибки и бояться их. Конечно, были ошибки, но ведь люди и так понимают друг друга :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. У Бенни и про алкоголь статья есть как раз :))
      http://www.fluentin3months.com/does-drinking-help-you-speak-a-foreign-language/

      У меня тоже есть такая подружка - знает английский же, и слова, и грамматику достаточно, чтобы разговаривать на неглубокие темы. Но она твердит себе, что пока не знает, и это её тормозит.

      Delete
    2. Ну да, так и есть, как в статье))
      Моя мама очень часто говорит мне, как она со мной поедет в Финляндию, если английского не знает. Один раз я заставила её поговорить немного на английском. И она стала нормально, без особых ошибок рассказывать о себе. Многие так вот "не знают" :)

      Delete
    3. Хотелось бы знать, почему у людей бывают такие заблуждения насчёт себя :)

      Delete
  4. Добрый день.

    Екатерина, я сейчас я как раз начала изучать английский язык и Ваши посты посвященные изучению иностранных языков мне очень и очень в этом помогают.
    Насчет страхов согласна: у меня в активе немецкий и итальянский (на бытовом уровне) и при общении с иностранцами у меня в голове проносятся лихорадочные мысли:"О ужас, у меня не идеальное произношение и акцент, нет я не могу говорить!" и появляется ощущение, что на язык повесили гирю:)) Надеюсь мне удастся от этого избавиться.

    P.S. Спасибо за статьи и полезные ссылки.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Привет! Рада, что статьи полезны. Я бы хотела, чтобы больше людей брались за языки, не поддаваясь страхам и отговоркам. Ведь столько всего интересного можно узнать, стольких людей встретить, зная хотя бы один иностранный.

      Удачи вам на пути к полиглотству! ;)

      Delete
  5. Люди и в 90 лет учат языки. Пару лет назад показывали бабушку-94 года, читает Гете в оригинале, немецкий стала учить в 90 лет. Като Ломб(знаменитая легендарная венгерская переводчика - с 16 языков переводила) как-то сказала своему 54-летнему знакомому, как он еще молод, еще столько времени, чтобы не только олин язык выучить, но и много языков. Было бы желание!!! Любой, кто говорит на родном, может и иностранный выучить!

    ReplyDelete

How to leave a comment.
Как оставить комментарий.

Спасибо за ваши комментарии :)
Thank you for your comments =)
Kiitos kommenteistanne ;-)
コメントありがとうございます ^_^

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...